пятница, 3 августа 2012 г.

литература и наука 15-15вв






СССР. Литература и искусство

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.





         Литература

         Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической направленностью, общностью гуманистических идеалов и эстетических принципов, советская литература складывалась после Великой Октябрьской социалистической революции.

         Народы Советского Союза по праву гордятся духовными ценностями, накопленными за их многовековую историю, богатыми культурными традициями. В глубокой древности создавались героические сюжеты и образы эпоса об Амирани (у грузин), сказания о Рустаме (у предков современных таджиков), о Давиде Сасунском (у армян), о Манасе (у киргизов), о Джангаре (у калмыков), «Лачплесис» (у латышей), «Калевала» (у карело-финнов) и др. Эти произведения в течение веков воспринимались как энциклопедии истории, быта, нравственных, религиозных, эстетических представлений создавших их народов. Разнообразные по фабуле, характерам героев, степени композиционной завершённости, эпосы родственны друг другу утверждением народности, любви к родной земле, отрицанием и осуждением зла и несправедливости.

         Многообразное историческое и социальное содержание художественно обобщено в русских былинах, в главных героях которых персонифицированы типические черты национального характера; Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович и др. — выразители неисчерпаемой силы народного духа, его безграничных творческих возможностей. Осознание народом своего конкретного исторического опыта закреплялось в песнях, легендах, сказаниях, посвященных реальным событиям и личностям. Народная память опоэтизировала образы Разина, Пугачева, Хмельницкого, Довбуша, Кармелюка как выразителей свободолюбивых чаяний народа. В сказках народ утверждал торжество добра, находчивость, ловкость, храбрость, самопожертвование, так ярко воплощённые в образах русского и украинского Иванушки, белорусского Нестерки, азербайджанского и таджикского Моллы Насреддина, казахского Алдар-Косе и др. Идейное и образное богатство фольклора стало живительным источником для творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко, Я. Райниса, Важа Пшавелы, О. Туманяна , Г. Тукая, Янки Купалы и других писателей 19 — начала 20 вв.

         Армянская и грузинская литературы насчитывают около двух тысячелетий. В начале 5 в. армянский учёный, просветитель Месроп Маштоц создал армянский алфавит. В том же веке появилось сочинение Мовсеса Хоренаци «История Армении» — произведение, которое благодаря высокому уровню литературного языка и выразительности описания исторических событий считается выдающимся памятником древней культуры. Самобытная агиографическая беллетристика развивается с 5 в. в грузинской литературе («Мученичество Шушаники» Якова Цуртавели, анонимное «Житие Нины Каппадокийской» и др.). В эпоху феодализма сформировалась богатейшая поэтическая культура таджиков; вследствие общности исторических судеб, культуры и языка, существовавших в период средневековья между таджикским и персидским народами, выдающиеся представители этого периода развития литератур — Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Саади, Хафиз и др. стали классиками как персидской, так и таджикской литературы. Их творчество получило мировую известность.

         Эпические произведения древности восходят к образам фольклора, обогащаются его идеями, сконцентрированным в них жизненным опытом. В колоссальной по размеру поэме «Шахнаме» (976—1010; около 100 тыс. строк) Фирдоуси создал многогранный, драматически сложный образ героя-патриота богатыря Рустама, образы простых людей, способных на высокие чувства и подвиги во имя справедливости и человеческого достоинства, воспел разум, как высший дар, как залог бессмертия человека. Высокая гуманистическая устремлённость, героический дух, ёмкость и благородство мысли, классическая ясность выражения отличают такие шедевры мировой литературы, как созданные почти одновременно (во 2-й половине 12 в.) «Витязь в барсовой шкуре» Ш. Руставели, «Пятерица» Низами и выдающееся произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Эти поэмы оказывали существ. воздействие на формирование общественного сознания народов, их представлений о добре, мужестве, дружбе. В лёгких, музыкальных стихах, складывающихся в сложную, но гармонически совершенную поэтическую форму, Руставели воспел любовь, товарищество, поэзию как «отрасль мудрости», продемонстрировал глубокое проникновение во внутреннюю сущность явлений и психологию человека, создал мир идей, имеющих всеобщее значение, предвосхитил гуманистические концепции Раннего Возрождения (См. ). Пять поэм Низами, оказавших влияние на развитие многих восточных литр., свидетельствуют о выдающемся культурном, философском диапазоне автора, излагающего свои смелые и оригинальные представления о мире, государстве и человеке в стихах, отличающихся высокой поэтической техникой, сложностью образного строя, тонким лиризмом и эпическим размахом. Органически впитав богатства русской народной поэзии, автор «Слова о полку Игореве» создал непреходящие по своей художественной ценности образы верности патриотическому долгу и любовному чувству. В «Слове...» русский народ заявил о своих политических интересах, суть которых К. Маркс определил как «...призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,2 изд., т. 29, с. 16). Черты героического самосознания, патриотизма содержатся во многих памятниках древнерусской литературы, в том числе в ряде «поучений» и посланий, в апокрифах, агиографических сочинениях, летописях (например, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о погибели русской земли», «Житие Александра Невского», «Повесть временных лет» и др.). Литература периода Киевской Руси — общий источник русской, украинской, белорусской литератур.

source




Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница